Не так давно в статье Ёжкина соломка я рассказывала о наших с младшим годовалым сыном играх с подставкой для канцелярских принадлежностей "Ёжик" и трубочками для коктейля.
Старший пятилетний детина, увидев ёжиков, обрадовался: "О, МОИ ёжики!" и тоже выразил желание поиграть. Я сказала: "Отлично! Только добавим к ёжикам и трубочкам еще и кубики! И поиграем в МАТЕМАТИКУ..."
Игра первая - на арифметические действия.
Правила:
СЛОЖЕНИЕ
Для совсем маленьких деток можно взять кубики с точками или числами 1-2 и попрактиковаться в сложении.
Если ребенок еще не знает цифры, он может посчитать общее количество точек на двух кубиках и взять соответствующее число трубочек.
Но все-таки, на мой взгляд, даже для самых маленьких, кто только начинает запоминать цифры, лучше взять кубики с числами, сначала 1-2.
И если ребенок еще не может сложить два числа 2+1, то он возьмет из коробки две трубочки и одну трубочку. Он наглядно увидит, что число два соответствует двум трубочкам, а число один - одной.
Потом он посчитает трубочки вместе. И наденет их на иголки.
Игра постепенно усложняется заменой кубиков. Можно первый оставить с числами 1-2, а второй взять с числами 1-9. И попрактиковаться в прибавлении к числу 1-2 единиц.
Потом можно взять уже два кубика с большими числами...
Или три...
С увеличением практики ребенок будет стараться сначала сложить выпавшие числа, а потом уже взять соответствующее число трубочек.
Хочу показать некоторые наши с сыном игры.
Для разминки мы взяли кубики с цифрами 1-2 и 1-8.
Сын легко находил сумму в уме. Игра проходила очень динамично, но без азарта, так как мы брали из коробки примерно одинаковое количество трубочек.
Для стимуляции обоих полушарий я просила сына нанизывать трубочки на иголки обеими руками одновременно.
И в финале - примерно одинаковое количество трубочек на ёжиках.
Для второго раунда мы взяли два кубика с цифрами 1-8.
Выпали две восьмерки. Если в уме сын посчитать не может, он пользуется "Числовой лентой" Н. Зайцева.
Размяться и полазить по шведской стенке всегда полезно.
Одно из достоинств игры с трубочками или чем-то подобным в том, что ребенок может прочувствовать каждое число, которое он получает, через количество трубочек, которые он держит в руке. Держать две трубочки или десять - это совсем разные ощущения! Так, через тактильные ощущения, он познает разницу между числами.
Более простые примеры он считает в уме.
6+5 - опять есть повод залезть на шведскую стенку!
Старается нанизывать трубочки обеими руками. При этом развивается не только моторика, но и взаимная координация рук.
На этот раз победа за сыном - на его ёжике заметно больше трубочек!
Для "игры в вычитание" я дала сыну "кубик в кубике". Его необычный вид сразу привлек внимание и пробудил интерес ребенка.
Кидаем кубик, сравниваем выпавшие числа на внешнем и внутреннем кубиках и из большего вычитаем меньшее: из 14 вычитаем 7.
При счете сын пользуется "Числовой лентой" Н. Зайцева.
Или считает в уме.
Получившееся число трубочек отправляем на ежкины иголки.
Для "игры в умножение" мы выбрали другой "кубик в кубике".
На наружном кубике выпала единица, на внутреннем - пятерка. Объясняю сыну: нам нужно повторить число пять один раз или число один пять раз. Достаем трубочки и убеждаемся, что это одно и то же. Трубочки отправляются на иголки ежика.
В его следующий бросок у сына выпали 8 на внешнем и 7 на внутреннем кубиках. Решили повторить восемь трубочек семь раз.
Не так то просто пятилетним пальчикам уложить 56 трубочек ровными рядами!
Уложенные, наконец, трубочки, пересчитали... и надели на иголки (сын старался работать двумя руками одновременно). Получилась тренировка не только для мозгов, но и пальчиков!
Всего за два броска необычного кубика ежик почти полностью покрылся трубочками.
Сыну игра очень понравилась!
Когда ребенок будет делить числа на 1 и 2 легко и без ошибок, можно будет перейти к более сложным примерам, добавив кубик с большим числом цифр.
Игры на различные математические действия проводятся, конечно, не за один раз. Ребенка не нужно перегружать, а его голове нужно время, чтобы "разложить все по полочкам", усвоить.
В продаже есть аналогичные по механизму игры, например такие:
Старший пятилетний детина, увидев ёжиков, обрадовался: "О, МОИ ёжики!" и тоже выразил желание поиграть. Я сказала: "Отлично! Только добавим к ёжикам и трубочкам еще и кубики! И поиграем в МАТЕМАТИКУ..."
Сразу придумались две игры...
Первая - на арифметические действия (сложение, вычитание, умножение, а, если хотите, и деление можно попробовать).
Вторая - на закрепление состава числа.
Для игр, кроме ёжиков и трубочек, понадобятся кубики. Желательно разные и с цифрами.
Игра первая - на арифметические действия.
Правила:
- У каждого игрока, например мамы и ребенка, свой ёжик, иголочки которого нужно "заполнить" соломкой.
- Игроки по очереди кидают кубики с цифрами, находят сумму (или разность, произведение, частное) двух выпавших цифр, берут соответствующее число трубочек из общей коробки и надевают трубочки на иголки своего ёжика.
- Далее право кидать кубики переходит к другому игроку. Выигрывает тот игрок, на ёжике которого будет больше трубочек в конце игры (когда закончатся трубочки в общей коробке).
СЛОЖЕНИЕ
Для совсем маленьких деток можно взять кубики с точками или числами 1-2 и попрактиковаться в сложении.
Если ребенок еще не знает цифры, он может посчитать общее количество точек на двух кубиках и взять соответствующее число трубочек.
Но все-таки, на мой взгляд, даже для самых маленьких, кто только начинает запоминать цифры, лучше взять кубики с числами, сначала 1-2.
И если ребенок еще не может сложить два числа 2+1, то он возьмет из коробки две трубочки и одну трубочку. Он наглядно увидит, что число два соответствует двум трубочкам, а число один - одной.
Потом он посчитает трубочки вместе. И наденет их на иголки.
Игра постепенно усложняется заменой кубиков. Можно первый оставить с числами 1-2, а второй взять с числами 1-9. И попрактиковаться в прибавлении к числу 1-2 единиц.
Потом можно взять уже два кубика с большими числами...
Или три...
С увеличением практики ребенок будет стараться сначала сложить выпавшие числа, а потом уже взять соответствующее число трубочек.
Хочу показать некоторые наши с сыном игры.
Для разминки мы взяли кубики с цифрами 1-2 и 1-8.
Сын легко находил сумму в уме. Игра проходила очень динамично, но без азарта, так как мы брали из коробки примерно одинаковое количество трубочек.
Для стимуляции обоих полушарий я просила сына нанизывать трубочки на иголки обеими руками одновременно.
И в финале - примерно одинаковое количество трубочек на ёжиках.
Для второго раунда мы взяли два кубика с цифрами 1-8.
Выпали две восьмерки. Если в уме сын посчитать не может, он пользуется "Числовой лентой" Н. Зайцева.
Размяться и полазить по шведской стенке всегда полезно.
Одно из достоинств игры с трубочками или чем-то подобным в том, что ребенок может прочувствовать каждое число, которое он получает, через количество трубочек, которые он держит в руке. Держать две трубочки или десять - это совсем разные ощущения! Так, через тактильные ощущения, он познает разницу между числами.
Более простые примеры он считает в уме.
6+5 - опять есть повод залезть на шведскую стенку!
Старается нанизывать трубочки обеими руками. При этом развивается не только моторика, но и взаимная координация рук.
На этот раз победа за сыном - на его ёжике заметно больше трубочек!
ВЫЧИТАНИЕ
Для "игры в вычитание" я дала сыну "кубик в кубике". Его необычный вид сразу привлек внимание и пробудил интерес ребенка.
Кидаем кубик, сравниваем выпавшие числа на внешнем и внутреннем кубиках и из большего вычитаем меньшее: из 14 вычитаем 7.
При счете сын пользуется "Числовой лентой" Н. Зайцева.
Или считает в уме.
УМНОЖЕНИЕ
Для "игры в умножение" мы выбрали другой "кубик в кубике".
На наружном кубике выпала единица, на внутреннем - пятерка. Объясняю сыну: нам нужно повторить число пять один раз или число один пять раз. Достаем трубочки и убеждаемся, что это одно и то же. Трубочки отправляются на иголки ежика.
В его следующий бросок у сына выпали 8 на внешнем и 7 на внутреннем кубиках. Решили повторить восемь трубочек семь раз.
Не так то просто пятилетним пальчикам уложить 56 трубочек ровными рядами!
Уложенные, наконец, трубочки, пересчитали... и надели на иголки (сын старался работать двумя руками одновременно). Получилась тренировка не только для мозгов, но и пальчиков!
Всего за два броска необычного кубика ежик почти полностью покрылся трубочками.
Сыну игра очень понравилась!
ДЕЛЕНИЕ
Для первой игры с делением я взяла кубики с числами 1-2 и 1-8. Кидаем два кубика, сравниваем два выпавших числа и большее делим на меньшее. Делили мы пока только на 1 или 2.
Выпали 3 и 1. Тройка больше - это понятно. Берем три трубочки и делим их на одного. Сколько трубочек достанется одному? Правильно, все три!
Выпали 3 и 1. Тройка больше - это понятно. Берем три трубочки и делим их на одного. Сколько трубочек достанется одному? Правильно, все три!
У меня выпали 8 и 1. Сын помогал мне считать...
При следующем броске у сына выпали 2 и 8. Восьмерка больше, берем восемь трубочек и делим их на двоих. Получилось по четыре трубочки, то есть, если 8 разделить на 2, получится 4. Только четыре трубочки отправляются на иголки, а еще четыре возвращаются обратно в коробку.
А затем выпадают 7 и 2. Делим 7 трубочек на 2 кучки...
Сын в замешательстве: куда положить последнюю. Говорю: мы делим на 2, значит - в обе поровну.
До него доходит смысл деления: он сам быстро поворачивает трубочку горизонтально и по половинке "отправляет" в каждую кучку. Для наглядности трубочку не жалко и разрезать пополам!
Играем дальше: деление на два вопросов не вызывает, а на один сыну делить сложнее - каждый раз вслух проговариваем, что все соломки делим на одного, т.е. отдаем одному.
Сын делит пять на два по придуманной им схеме: две трубочки и половинка отправляются на ежика, а другие две с половинкой - обратно в коробку.
Когда ребенок будет делить числа на 1 и 2 легко и без ошибок, можно будет перейти к более сложным примерам, добавив кубик с большим числом цифр.
Игры на различные математические действия проводятся, конечно, не за один раз. Ребенка не нужно перегружать, а его голове нужно время, чтобы "разложить все по полочкам", усвоить.
В продаже есть аналогичные по механизму игры, например такие:
Но эти игры ориентированы только на сложение, в них количество желудей или колючек сильно ограничено, а значит не получится поработать с большими числами.
Кроме того они не подходят для второй игры - Игры на состав числа.
Ссылки на используемые мной материалы:
Кубики игральные D4 или Кубики игральные D2 или Набор игральных костей
Пособие Зайцева "Тысяча. И еще..."
Спасибо большое всем, кто дочитал! Наверно, слишком подробно и долго получилось ;-) Продолжение следует...
Если Вам понравился материал данной статьи, поделитесь ею, пожалуйста, нажав кнопочку ниже!Пособие Зайцева "Тысяча. И еще..."
Спасибо большое всем, кто дочитал! Наверно, слишком подробно и долго получилось ;-) Продолжение следует...
Вы можете подписаться на новости
моего блога
и получать их на почту!
моего блога
и получать их на почту!
Статья добавлена в Детскую галерею №8. Май.
и в Катину коллекцию игр и занятий.
Какая классная у вас арифметика получилась) Очень заинтересовали Ваши игральные кубики различной формы, подскажите где приобретали?
ОтветитьУдалитьНаталья, спасибо, кубики я покупала в интернет-магазинах "Озон" и "My-shop", на некоторые я дала ссылки в конце статьи, а остальных уже нет в продаже.
УдалитьТак здорово, игры веселые и познавательные. Арифметика не скучная , а занимательная!!!
ОтветитьУдалить;-) Рада, что понравилось, Татьяна! Попробуйте с детишками!
УдалитьОчень интересные приемы в освоении математики, спасибо! Вероника :)
ОтветитьУдалить;-) Очень рада, Виктория, пожалуйста!
УдалитьВот это занятие-игра! Супер! где купить ежиков? Я давно их не видала, нужно побегать по канцелярским магазинам. Спасибо большое за идею, Вероника!
ОтветитьУдалитьРада, Анна, что Вам понравилось! Ежики классные, с ними еще много всего напидумывать можно! Я ежиков покупала в Май-шоп, там они еще есть. Ссылку давала в конце статьи, но на всякий случай еще раз повторю:
Удалитьhttp://my-shop.ru/shop/products/1311093.html?partner=7101
Очень интересно и очень наглядно получается! И как здорово вы вплетаете задания на разные типы деятельности в занятие!
ОтветитьУдалитьСпасибо за участие в Катиной коллекции!
;-) Стараюсь разнообразить занятия, чтобы сын не заскучал и не убежал с игрушками играть...
Удалить