вторник

Коробка с тактильными КРЫШКАМИ: варианты не только ТАКТИЛЬНЫХ ИГР

Долго выбирая между тактильными дощечками и тактильными крышками для ребенка, я решила остановиться на втором варианте.


А развивающих игр с такими крышками, как оказалось, можно придумать огромное количество...

Почему я долго выбирала между дощечками и крышками?

Плюс дощечек в том, что тактильную поверхность можно сделать достаточно большой. Из таких дощечек можно составлять тактильные коврики и ходить по ним босиком или прикладывать к различным частям тела для обогащения тактильного опыта ребенка.

Большой размер дощечек для некоторых, как и для меня, может оказаться и минусом: их нужно где-то хранить, а значит тактильных вариантов будет заведомо меньше.

Для создания своего пособия я решила использовать металлические крышки от детского питания "Фрутоняня".

Что заставило меня остановить свой выбор именно на них:
  • доступность: необходимое число крышек можно быстро собрать, т.к. детское питание "Фрутоняня" выдают на молочной кухне;
  • уже готовы к использованию: крышки нужно только помыть, не нужно измерять, чертить, вырезать и т.п.;
  • эстетичность: все крышки ровные, одного размера, с закругленными краями, приятные на ощупь, чего тяжело добиться при самостоятельном изготовлении дощечек;
  • относительно небольшой размер (среди доступных крышек самые крупные): достаточно небольшие для компактного хранения и достаточно большие для тактильного восприятия.
Кроме крышек для создания пособия мне понадобились клеевой пистолет и БОЛЬШОЕ количество различных по цвету, весу и фактуре материалов, которые я собирала более года, пока все обдумывала.

Это могут быть:

- различные типы бумаги, картон, целлофан, губка, пнопласт и т.п.,

- пуговицы, ракушки, бусины, бисер, спички, палочки, камни, фигурки из стекла и других материалов,

- семена, орехи, семечки, крупы, макаронные изделия...

А сам процесс изготовления тактильных крышек очень быстр!

Из картона я вырезала кружок достаточного диаметра, чтобы точно подходить для внутреннего размера крышки. Далее использовала его как трафарет для вырезания кругов из различных материалов.

Старший сын сам сделал несколько тактильных крышек в подарок младшему на двухлетие: для него это возможность проявить себя, почувствовать свою значимость и причастность, а также потренировать моторику, для меня - возможность сфотографировать процесс.


Клей в пистолете нагревается за считанные минуты. При этом он не очень горячий: температура клеевого состава 110 градусов. После выдавливания клей быстро остывает и затвердевает, поэтому им нельзя обжечься при попадании на кожу (ни у сына, ни у меня не получилось ;-)).

Мы смазывали клеем наклеиваемую деталь и быстро прижимали к крышке. В течение 1-2 минут клей затвердеевает, и с крышками уже можно играть!


Младший сын буквально "вырывал" их из моих рук.



При первом знакомстве он некоторые оставил себе, а часть отложил в сторону - не понравились!


Затем мой двухлетний сын придумал игру, которая повторялась потом из раза в раз, когда я давала сыну крышки:


сын  переворачивал все крышки по-очереди тактильной поверхностью вниз, а затем опять кверху.


Каждую крышку он обязательно ощупывает пальчиками.


Тактильную поверхность рассматривает.


И может приложить к губам, щекам...


Шестилетний сын долго не мог оставаться в стороне от новой игрушки брата, отобрал себе часть крышек и разложил, руководствуясь своими принципами.


Небольшое количество тактильных крышек удобно хранить в банках из-под чипсов. При желании для младших деток в крышке можно сделать прямоугольную щель, тогда детки будут опускать крышки в банку как в копилку.

Когда крышек у меня стало на три полных банки, я решила переложить их в коробку, что оказалось очень удобно.


Весь верхний ряд с парами одинаковых крышек. Средний - с парам похожих крышек по какому-либо признаку. Нижний ряд с крышками в одном экземпляре.

ВАРИАНТЫ НЕ ТОЛЬКО ТАКТИЛЬНЫХ ИГР С ТАКТИЛЬНЫМИ КРЫШКАМИ:

1. Найти точную пару крышек (с открытыми или закрытыми глазами).


2. Найти логическую пару крышек.


3. Ощупать крышку и описать свои ощущения словами. Подбор нужного слова (округлый, ребристый, мягкий и т.д.) расширяет словарный запас.

4. К одной крышке постараться подобрать как можно больше соответствующих прилагательных, описывающих тактильные ощущения, или существительных, которые могут быть похожими на ощупь (автор Наталия Сухорученкова, по книгам И.Ю. Матюгина).

5. Ощупать крышку и найти ей пару из имеющихся картинок или предметов (автор Наталия Сухорученкова, по книгам И.Ю. Матюгина).


Затем выбранные предметы/картинки можно убрать и предложить ребенку вспомнить пары, ощупывая крышки.

Предметы для этого варианта игры я взяла из другой моей "Чудо-коробки".

6. Найти пару крышек, которые можно описать словами-синонимами.


7. Найти пару крышек, которые можно описать словами-антонимами.


Вариант игры: понятия "большой-маленький".


8. Составить последовательность из крышек от самой приятной на ощупь до самой неприятной и объяснить свой выбор (автор Наталия Сухорученкова, по книгам И.Ю. Матюгина).


8. Тактильное мемори (с открытыми или закрытыми глазами).


Вариант: тактильное геометрическое мемори.



9. Составление узоров, мандал.


10. Составление последовательности, в которой каждая следующая крышка похожа на/отличается от предыдущей по одному или нескольким признакам (с открытыми или закрытыми глазами).


11. Зрительная память по Шичиде: быстрый показ одной крышки, которую затем нужно найти среди двух и более похожих.


12. Тактильная память: ощупавание крышки с закрытыми глазами, затем поиск ее среди двух и более похожих крышек.


13. Повтор с помощью тактильной памяти (с закрытыми глазами) последовательности из нескольких крышек (автор Наталия Сухорученкова, по книгам И.Ю. Матюгина):

Ребенок сначала ощупывает последовательность из крышек с закрытыми глазами, проговаривая/не проговаривая вслух свои ощущения.


Затем пара крышек меняется местами или все крышки перемешиваются.

Ребенок, используя тактильную память, с закрытыми глазами повторяет прежнюю последовательность.

14. Цепочка памяти с помощью абсурдного рассказа по Шичиде:


Ребенок с открытыми или закрытыми глазами ощупывает последовательность из 3 и более крышек, придумывая и проговаривая вслух абсурдную историю, каждое слово которой соответствует крышке по тактильным ощущениям (например, "бархатное сердце укололо шершавый месяц").

Затем крышки перемешиваются и ребенок воссоздает последовательность на ощупь, вспоминая историю.

15. Сетка памяти по Шичиде:

Крышки раскладываются в виде квадрата (3х3 и др.). Ребенок смотрит несколько секунд на крышки (задействуется зрительная память) или ощупывает их ( задействуется тактильная память).


Затем крышки перемешиваются, и ребенок пытается воссоздать их расположение по памяти.


P.S. Буду рада Вашим идеям, как еще можно играть с тактильными крышками - делитесь в комментариях к статье! Интересные варианты я добавлю в статью с ссылкой на автора!

P.P.S. Добавлено 07.06.2016: На днях сделала ребенку новую партию тактильных крышек. "Мама, это колючий кактус!" - сказал мой двухлетний сын, ощупывая крышку ;-).



P.P.P.S. Еще игрушки для обогащения тактильного опыта:
тактильные шарики с различными наполнителями


Если статья Вам понравилась,
порекомендуйте ее друзьям!



А я хочу поделиться статьей в Детской галерее №21. Июнь

И в галерее "Забавный календарь. Лето"

Новые статьи блога
можно получать на почту.

22 комментария:

  1. Замечательные тактильные крышки получились! Нигде не купишь))) И запомнится надолго.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Ольга, надеюсь, запомнится!

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте, Вероника. Какая чудесная идея с крышками. Здорово. Подписалась к Вам в читатели, буду "захаживать" и перенимать идеи для наших малышек в ясельных группах. Спасибо огромное.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Тамара Степановна, очень рада знакомству и новому читателю! Буду рада, если материалы и идеи Вам пригодятся!

      Удалить
  4. Ух,сколько вариантов напридумывали! Действительно, очень удобно сделать тактильные поверхности именно из крышек. Я делала из картонной коробки, вырезала квадраты, но там цель у меня чуть-чуть другая, я использовала только натуральные элементы. Как-нибудь поделюсь.
    Спасибо за чудесный пост и участие в Детской галерее.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ;-) Спасибо, Жанна, очень интересно Ваши варианты посмотреть! 💫

      Удалить
  5. У вас получилось отличное развивающее пособие! Я тоже хотела что-то подобное сделать, но руки так и не дошли... Покупала готовое пособие.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ирина! Не знала, что подобные пособия можно купить...

      Удалить
  6. Блог молодого отца

    http://batinblog.ru/

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте! Интересно и смешно Вы пишите, рада знакомству!

      Удалить
  7. Волшебная коллекция! Настоящая сокровищница!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ;-) Спасибо, Анна! Сокровищница пополняется!

      Удалить
  8. Основательно подошли к теме, как я люблю) Спасибо за идею с хранением крышек!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень рада, Оксана Дмитриевна, что идея Вам понравилась! Буду рада, если пригодится!

      Удалить
  9. Добрый день,Вероника! Как же много у Вас идей! И сколько всего интересного Вы мастерите деткам!
    Очень понравилась Ваша идея с крышечками от детского питания,возьму на заметку.Крышечки,к слову, уже начала собирать. Спасибо,что делитесь идеями!
    Я к Вам в читатели,не против?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Алеся! Очень рада новому читателю! Заходите в гости почаще! 💫

      Удалить
  10. Потрясающая идея! Как мало надо для того, чтобы создать гениальную игру! Браво!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ;-) Спасибо, Людмила! Идея не моя, мое воплощение... Сама не ожидала, что двухлетнего ребенка так эти крышки заинтересуют!

      Удалить
  11. молодцы, что в такие полезные игры играете

    ОтветитьУдалить
  12. Ответы
    1. Спасибо, Наталия! Это очень вдохновляет!

      Удалить