В нашей стране при поступлении в школу пока не требуют умения читать и писать, но подразумевается, что дети это уже умеют... При огромном количестве информации разного формата, окружающей детей в современном мире, дети сами довольно рано начинают проявлять интерес к буквам и словам. Поэтому маме приходится следовать за интересом ребенка и прогрессом общества и придумывать соответствующие игры...
Склады Зайцева висели на стене детской комнаты моего старшего сына с его 2-х летнего возраста - мы их вместе пропевали или прочитывали в разном порядке по настроению. Кубики Зайцева тоже были доступны для игры - из них мы складывали знакомые ему слова.
В возрасте 2-3 лет сын стал обращать внимание на звуки, с которых начинаются слова, поэтому для закрепления складов и тренировки чтения, а также "утилизации ненужных мелких вещей и игрушек" ;-) я сделала для сына "Волшебную коробку".
В ней на каждый склад подобраны вещицы, с него начинающиеся. В каждой ячейке склады на один и тот же звук.
Для большей практики чтения складов и составления из них слов я сделала карточки с изображениями почти на каждый склад русского языка.
Мы довольно долго (возраст сына 3-4 года) играли с этими карточками, используя Ребус-метод.
Позже таблицы со складами Зайцева были разрезаны, а еще у нас появилась магнитная "Азбука", и сын стал составлять и прочитывать слова из отдельных букв (4-4,5 года).
"Писать" слова ему нравилось и на доске магнитными буквами, и на кафеле в ванной комнате буквами, вырезанными из целлюлозных салфеток.
Первая часть букваря со слогами-складами и отдельными словами далась сыну очень легко, а вот вторая часть с текстами оказалась для него сложнее - чтение текста его утомляет настолько, что ему трудно осмыслить содержание и ответить на мои вопросы, или рассказать основную идею самому. Иногда приходилось перечитывать текст 2-3 раза. На чтение этого букваря ушел почти год.
И, конечно, когда сын узнал буквы, он попробовал их писать.
Или обводил буквы сухостирающимся маркером.
Сын сам придумал игру: он с бабушкой записывали слова на каждую букву алфавита по очереди.
После участия в предновогоднем проекте Натальи Чистоклетовой (блог nataliigromaster.blogspot.com) стало ясно, что одновременно с правильным написанием нужно тренировать моторику.
Что сын и делал все это лето с помощью ламинированных полосок для тренировки мелкой моторики.
А также с помощью других игр и пособий, взятых нами в дорогу, и заданий из различных пособий Натальи Чистоклетовой, которые я вперемешку сброшюрировала в тетрадь.
Результатом этих занятий стали более уверенные линии и ровные буквы.
В последнее время сын стал интересоваться письменными буквами, и я сделала для него новое пособие - ламинированные полоски "Первые прописи".
Склады Зайцева висели на стене детской комнаты моего старшего сына с его 2-х летнего возраста - мы их вместе пропевали или прочитывали в разном порядке по настроению. Кубики Зайцева тоже были доступны для игры - из них мы складывали знакомые ему слова.
В возрасте 2-3 лет сын стал обращать внимание на звуки, с которых начинаются слова, поэтому для закрепления складов и тренировки чтения, а также "утилизации ненужных мелких вещей и игрушек" ;-) я сделала для сына "Волшебную коробку".
В ней на каждый склад подобраны вещицы, с него начинающиеся. В каждой ячейке склады на один и тот же звук.
Для большей практики чтения складов и составления из них слов я сделала карточки с изображениями почти на каждый склад русского языка.
Мы довольно долго (возраст сына 3-4 года) играли с этими карточками, используя Ребус-метод.
Позже таблицы со складами Зайцева были разрезаны, а еще у нас появилась магнитная "Азбука", и сын стал составлять и прочитывать слова из отдельных букв (4-4,5 года).
"Писать" слова ему нравилось и на доске магнитными буквами, и на кафеле в ванной комнате буквами, вырезанными из целлюлозных салфеток.
Из-за хорошего знания складов благодаря предыдущим играм проблемы слияния букв в слоги перед сыном никогда не стояло.
Одним из любимых развлечений сына было (и остается до сих пор ;-)) чтение веселой "белиберды" на разрезных картинках.
Одним из любимых развлечений сына было (и остается до сих пор ;-)) чтение веселой "белиберды" на разрезных картинках.
У нас есть несколько таких книг на разные темы.
Также все прошлое лето (сыну было 4,5 года) мы много играли в наше самодельное лото для чтения.
А также в трехбуквенное и четырехбуквенное лото (автор Евгения Леонова, сайт mamadelki.ru).
А осенью почти год назад начали читать "Умный букварь с крупными буквами" и играть в "Складовую магнитную рыбалку".
Первая часть букваря со слогами-складами и отдельными словами далась сыну очень легко, а вот вторая часть с текстами оказалась для него сложнее - чтение текста его утомляет настолько, что ему трудно осмыслить содержание и ответить на мои вопросы, или рассказать основную идею самому. Иногда приходилось перечитывать текст 2-3 раза. На чтение этого букваря ушел почти год.
Зато карточные игры, такие как "Уга-Буга", "Мягкий знак" или "Семейные Псикреты" сын очень любит.
Начали мы играть в эти игры с 5 лет (ранее сын не мог переносить проигрыш и отказывался играть). Слова или короткие фразы, написанные на игровых карточках, читать несложно и увлекательно в процессе игры. Отличная тренировка в навыке чтения!
Начали мы играть в эти игры с 5 лет (ранее сын не мог переносить проигрыш и отказывался играть). Слова или короткие фразы, написанные на игровых карточках, читать несложно и увлекательно в процессе игры. Отличная тренировка в навыке чтения!
И, конечно, когда сын узнал буквы, он попробовал их писать.
Маркером на белой доске, палочкой на земле, карандашом на бумаге...
Чтобы он писал их правильно, я распечатала и заламинировала карточки с указателями для обучения написанию печатных букв (автор Евгения Леонова, сайт mamadelki.ru).
Буквы на карточках сын выкладывал пластилиновыми шариками, иногда украшал поверх пластилина крупой и обводил пальчиком в направлении, указанном стрелками.
Или обводил буквы сухостирающимся маркером.
Сын сам придумал игру: он с бабушкой записывали слова на каждую букву алфавита по очереди.
После участия в предновогоднем проекте Натальи Чистоклетовой (блог nataliigromaster.blogspot.com) стало ясно, что одновременно с правильным написанием нужно тренировать моторику.
Что сын и делал все это лето с помощью ламинированных полосок для тренировки мелкой моторики.
А также с помощью других игр и пособий, взятых нами в дорогу, и заданий из различных пособий Натальи Чистоклетовой, которые я вперемешку сброшюрировала в тетрадь.
Результатом этих занятий стали более уверенные линии и ровные буквы.
В последнее время сын стал интересоваться письменными буквами, и я сделала для него новое пособие - ламинированные полоски "Первые прописи".
В pdf-файле пособия 13 листов, на которых поместились 73 полоски для обучения письменным буквам.
Я так подробно описала весь процесс обучения старшего сына чтению и письму, потому что скоро мне предстоит его повторить с младшим сыном...
А как Вы учили-учите своих детей чтению и письму? Ваш опыт очень интересен и полезен - с нетерпением жду Ваших комментариев! А если у Вас есть на эту тему статьи, оставляйте ссылку на них в галерее "Мамины игры: буквы, чтение, письмо".
Статья участвует в Детской галерее №12. Сентябрь
и в конкурсе "Готовимся к школе" на сайте Татьяны Пироженко "Это интересно!" с призами от издательства "Манн, Иванов и Фербер"
Сколько разных методов вы использовали - это здорово! По своим детям знаю, что им быстро надоедают самые наиполезнейшие пособия и надо их чаще менять. Прекрасная статья получилась! Спасибо за участие в конкурсе "Готовимся к школе"!
ОтветитьУдалить;-) Рада, что статья Вам понравилась, Татьяна! И спасибо за конкурс!
УдалитьВероника, спасибо большое за такую обстоятельную статью и море интересных ссылок! Мы только в начале пути, поэтому Ваша статья кстати!
ОтветитьУдалитьБлагодарим за участие в Детской галерее!
;-) Очень рада, Наталья, что статья Вам понравилась! Удачи и терпения на вашем интересном пути!
УдалитьИнтересная и полезная статья) Мы как раз потихонечку изучаем буквы. Мне понравилось, как вы учили склады! Ваша волшебная коробочка прекрасна! Мы как раз недавно спонтанно начали играть с дочкой в начала слов. Я называю слово, а она говорит его начало. А оказывается есть ребус-метод) Спасибо Вам! ;)
ОтветитьУдалитьОчень рада, что статья оказалась Вам полезной!
Удалить